Пласа Майор в Мадриде

Мадрид славится многими историческими памятками архитектуры, и Пласа Майор отведено среди них очень достойное место. Одна из самых знаменитых площадей Мадрида расположена всего в двухстах метрах к западу от Puerta del Sol, самого сердца Испании, главной площади испанской столицы, от которой ведут отсчет все расстояния в стране.

Свободный прямоугольник между домами, сплошным кольцом окружившими площадь, имеет стороны 200 и 100 метров. Сейчас площадь собирает массы туристов, желающих увидеть памятник Филиппу III и сфотографироваться рядом с ним. Cтатуя короля-всадника не всегда находилась на центральном месте и не всегда ее окружала высокая ограда. Сейчас же она является центром притяжения тысяч туристов.

Площадь украшена четырьмя мощными фонарями, свет которых в вечернее время дополняют ярко горящие окна всех без исключения домов, первые этажи которых занимают книжные и ювелирные магазины, сувенирные лавки, кафе, булочные.

С одной знаменитой булочной и начинается вся многовековая история Пласа Майор.

В средние века там располагалась площадь Аррабаль. Тогда она была за настоящим МКАДом, только средневековым и мадридским. Толстая кладка стены городских стен и Ворота Гвадалахары отделяли площадь от столицы.

Первоначальный план строительства новой площади не был утвержден и воплощен. Вместо архитектора Хуана де Эррера, который был изначально назначен королем Филиппом II ответственным за разработку Plaza Mayor, все работы воплотил Хуан Гомес де Мора. Полностью проект завершили в 1617 г. В нем тогда не было ничего сверхвыдающегося, а фасады зданий никакими особыми украшениями не выделялись. Единственная изюминка тогдашнего дизайна – строгая математически выверенная симметричность всех зданий.

Булочная, которая в истории Пласа Майор долгое время занимала особое место, располагалась в двухэтажном здании. Каса де Панадерия была построена в 1590 году. Чем она примечательна, вы узнаете чуть позже, после изложения цепочки превращений и перестроек всех зданий, выходящих на площадь.

В первоначальном проекте на деревянных сваях было возведено большинство домов. В результате испепеляющие пожары не были редкими гостями, внося собственные коррективы в архитектурный ансамбль.

Первой пострадала южная часть, которую не пощадил страшный огонь 1631 года. 1672 стал годом основательного разрушения нескольких строений, примыкавших к булочной, которую вскоре полностью восстановили. 1790 год ознаменовался очередным грандиозным пожарищем, при этом всю восточную часть уничтожило полностью. Архитектор Хуан де Вильянуэва получил распоряжение восстановить изуродованную огнем площадь.

На этот раз процесс реконструкции был грандиозным по масштабам и весьма долгим по времени. Больше 60 лет понадобилось, чтобы закончить все строительные работы. А их было великое множество. Во-первых, в большинстве домов заменили каменными все перекрытия и деревянные сваи. Здания были соединены между собой. Для связи с внешним миром сделали арочные проезды, в количестве девяти штук. Здания получили одинаковый стиль оформления фасадов, который остался до настоящего времени. И вся Пласа Майор до сегодня сохранена в том виде, который представил и воплотил Вильянуэва. С 1853 года площадь не перестает удивлять горожан и гостей Мадрида.

Почему же Пласа Майор играла столь важную роль в истории Мадрида и какова роль в ней знаменитой булочной? Дело в том, что само здание булочной служило не только хлебопекарней и хлебной лавкой. Тесная связь королевского двора с хлебной торговлей служила причиной того, что балконы Каса де Панадерии были отданы полностью членам королевской семьи и самым знатным людям королевства во время многочисленных празднеств. А среди этих мероприятий были не только театральные и музыкальные премьеры, но и корриды, казни и аутодафе.

В самом здании Каса де Панадерия имелись роскошные залы. Во время религиозных праздников и именин титулованных особей балы и пышные приемы собирали сотни участников и тысячи любопытных глаз, наблюдавших пиршества снаружи. Здание в свое время служило метом расположения Академии изящных искусств, а также Академии истории. Сейчас оно продолжает свою историческую миссию, поскольку в здании находится городской архив.

Другое, не менее важное во времена Средневековья здание Пласа Майор – Каса де Карнисерия. Тогдашняя лавка мясников расположена на противоположной стороне. Ее балконы были не менее престижными во времена массовых гуляний. Всех же балконов, выходящих на Пласа Майор, было 477. Строгое распределение мест на них проводилось согласно общественного положения зрителя и толщины его кошелька.

Сегодня Пласа Майор идеально выложена плиткой различной формы и цвета, и кроме четырех фонарей и памятника, на ней нет ничего. Раньше же устанавливались трибуны для зрителей, которые образовывали фирменный амфитеатр. Всего площадь могла разместить тогда не менее 50 000 человек, как хороший современный стадион.

«Биография» Пласа Майор включает многие события, имевшие место в истории Мадрида и всей Испании. Так, в день открытия только что возрожденной площади состоялась канонизация святого Исидора.

Публичные казни тесно связаны с Пласа Майор. Памятным стал 1621 год – казнили Родриго Кальдерона. Секретарь короля вел себя при этом более чем мужественно. Казни и аутодафе на площади в 17 веке были весьма распространенными событиями. Суд над 80 еретиками, который был в 1680 году, известен как один из наиболее жестоких в истории инквизиции. Громадный костер пожирал тела 21 мученика, а королевская семья целых 12 часов наблюдала это жутчайшее зрелище с балконов Каса де Панадерия.

Но в истории площади были и более радостные события. Так, на Plaza Mayor были представлены на суд зрителей многие театральные постановки, премьеры пьес великих драматургов, среди которых Лопе де Вега, Велес де Гевара и другие.

Коррида – испанская многовековая страсть, которая тоже начиналась здесь. Площадь стала одной из первых, где под восторженные крики зрителей проходили смертельные схватки людей и животных. На честь принца Уэльского в 1623 году были получены первые победы тореро. 1789 год памятен для Мадрида выступлениями самых знаменитых матадоров за всю историю испанской корриды. Тысячи зрителей неистовствовали, глядя на молниеносные движения Костильяреса, Пепе-Ильо и Педро Ромеро. Великий Гойя был в тот год декоратором арены на Пласа Майор. 1846 год стал переломным – 18 октября на Plaza Mayor закончилась последняя схватка человека с быком.

Без конной статуи Филиппа III площадь существовала до 1874 года. Хотя сам король заказал памятник себе, а итальянский скульптор Джамболонья отлил бронзовую статую еще в 1616 году. Изначально ее установили в Каса де Кампо, парке в загородной королевской резиденции. Согласно распоряжению королевы Изабеллы II должны были перенести статую. Но целых 26 лет королевский указ не удавалось выполнить, и только в 1874 году памятник получил свое достойное место в самом центре Пласа Майор.

С 1929 года торговля на Пласа Майор сувенирами, медалями, марками и монетами ведется каждым воскресным утром. Сотни яток и передвижных лотков притягивают в это место многие сотни нумизматов, медальеров и филателистов. Кроме них, толпы туристов каждый день приходят на площадь, имеющую столь удивительную историю.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*