Salamanca

Саламанка

Все без исключения дома в старой части Саламанки выстроены из золотисто-желтого камня, добываемого в Вильямайоре; они как будто светятся в чистом воздухе месеты — горного плато. Насладиться этим видом можно с левого берега реки Тормес. В узких переулках Старого города, наводненных студентами со всего мира, ощущается университетская атмосфера, как и в былые времена, когда университет Саламанки имел особое значение.

Мировое культурное наследие

Старинный университетский городок раскинулся на правом берегу реки Тормес. Климат здесь суров: зимой стоят холода, летом — нестерпимая жара. И, тем не менее, для туристов восхитительная Саламанка — один из самых привлекательных городов Испании. Благодаря многочисленным старинным постройкам, среди которых встречаются замечательные образцы стиля платереско, достигшего именно здесь своего расцвета, Саламанка признана памятником архитектуры национального значения и внесена ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия.

История Саламанки

Саламанку, в римскую эпоху носившую название Салматика, в 217 г. до н. э. захватил Ганнибал, а в VIII в. она оказалась под властью мавров. Постоянная борьба между христианами и маврами привела к тому, что город был почти полностью разрушен. Лишь около 1100 г., при Альфонсо VI Кастильском, Саламанке удалось обрести прежнее значение. Однако мировую славу ей обеспечил только университет, основанный в 1215 г. Альфонсо IX и вступивший в соревнование с университетами Болоньи, Парижа, Оксфорда, распространяя по другим странам Европы арабскую ученость. В XVI в. университет Саламанки насчитывал более 7000 студентов. Со времен учреждения епископства в Вальядолиде (1593), прежде подчинявшемся Саламанке, а также изгнания морисков (1610), как называли проживавших в Испании мавров, начался закат Саламанки.

В период оккупации наполеоновскими войсками в Саламанке не раз квартировали французы. В 1811 г. англичане одержали победу над французами в долине Арапилес, расположенной чуть южнее, положив начало отступлению Наполеона с Иберийского полуострова. Сегодня Саламанка старается восстановить славные традиции университетского города.

От Пласа-Майор до университета

Блистательный центр Саламанки — Главная площадь Пласа-Майор с аркадами и трехэтажными зданиями, выдержанными в едином стиле. Площадь кажется квадратной, но на самом деле имеет форму трапеции. Ее начали застраивать в 1729 г. но воле Филиппа V и по проекту Альберто де Чурригеры, а закончили к 1755 г. Этот «городской парадный зал» отличается единством и завершенностью и по праву внесен в список великолепнейших площадей Испании. Вплоть до XIX в. здесь устраивали бой быков.

На северной стороне площади выделяется здание мэрии (Ayuntamiento) в стиле чурригереско, в 1852 г. увенчанное колокольней. Справа — Королевский павильон Альберто де Чурригеры и бюст Филиппа V.

С юго-западной стороны к Пласа-Майор примыкает маленькая площадь Plaza Corillo. Здесь следует осмотреть церковь Сан-Мартин (XII в.), позднероманскую постройку, северный портал которой украшен рельефом с изображением св. Мартина (XIII в.), а юго-западный — декором в стиле платереско. В интерьере интерес представляют готические гробницы и ретабло Альберто де Чурригеры (1731).

От Plaza Corillo по Rúa Mayor можно пройти к маленькой площади, па углу которой, чуть выше остальных зданий, стоит Каса-де-лас-Кончас («Дом ракушек»). Стены особняка, некогда принадлежавшего Талавере Мальдонадо, рыцарю ордена св. Иакова, украшены раковинами таким образом, что в зависимости от положения солнца меняется игра света и тени, и это очень красиво. Примечательны также оконные решетки искусной работы. В особняке размещается туристическое бюро, поэтому сюда может зайти каждый, чтобы осмотреть красивый двухъярусный внутренний двор, лестницу и эффектный кессонный потолок.

Напротив высится увенчанная куполом Ла-Клересия (1617), просторная иезуитская церковь. Заслуживают внимания фасад с двумя башнями, а также великолепный Главный алтарь в стиле чурригереско.

Непосредственно к церкви примыкает Богословский университет, где изучают теологию, философию и каноническое право. Поднявшись по лестнице, можно сверху осмотреть исключительно красивый двор в стиле барокко.

Университет Саламанки

От Ла-Клересии по Calle Libreros рукой подать до расположенных слева зданий некогда прославленного университета Саламанки. Здесь преподавали, в частности, гуманист Луис де Леон (1542-1591) и философ Мигель де Унамуно (1864-1936), занимавший также пост ректора. Здесь учился и Сервантес; в Саламанке систему Коперника признали уже в те времена, когда она считалась опасной ересью.

Здание, выстроенное в 1415-1433 гг., было скромным и простым. Лишь в 1534 г. к нему добавился главный фасад, изобилующий деталями декора в стиле платереско и признанный шедевром этого стиля в Испании. Над обеими дверями пространство в три яруса, расчлененных пилястрами, украшает тончайшая резьба по камню. На втором ярусе в центре размещен медальон с изображением «католических» королей, над ним — гербовый щит Карла V и имперский двуглавый орел, еще выше — папа в окружении кардиналов, справа от них — Венера, Приам и Бахус, слева Геракл, Юнона и Юпитер. На правом пилястре виден череп, на котором пристроилась лягушка, — вообще-то аллегория распутства, по еще и счастливый талисман для студентов.

Внутри расположен просторный двухъярусный двор (патио), вокруг которого сгруппированы актовый зал, капелла Сан-Иеронимо (San Jeronimo) и музыкальный зал. Последний украшают ценные гобелены и две картины Хуана де Фландеса.

На верхний этаж можно пройти по лестнице (XVI в.), любуясь резьбой (сцены турниров и охоты, мориски и т.п.); замковый камень свода украшен гербом университета. Переход, где следует обратить внимание на потолок (артесонадо), и портал в стиле исабеллино ведут в библиотеку, открывшуюся в 1254 г. Готический зал библиотеки в 1749 г. был перестроен; к этому периоду относятся книжные шкафы, где размешены около 40 тыс. книг и 3500 рукописей.

Университетский фасад обращен к Патио-де-лас-Эскуэлас, где в самом центре стоит памятник Луису де Леону, установленный в 1869 г. Не только здание университета, но и остальные постройки на площади выполнены в стиле платереско, что создает здесь особенную атмосферу.

Юго-западную сторону площади занимает длинное здание, украшенное по верху изящными зубцами. Левый портал ведет в Оспиталь-дель-Эстудио, выстроенную в 1533 г. больницу для студентов, где теперь размещен ректорат.

Правая часть здания принадлежит Эскуэлас-Менореc. Во внутренний двор проходят через портал с двумя арками, украшенный великолепными гербами, и вестибюль. В зал Кальдерона-де-ла-Барки перенесли обстановку и всю отделку из университетской библиотеки, в первую очередь, — потолочную фреску «Небо Саламанки» работы Фернандо Гальего (около 1480 г.), где художник попытался запечатлеть в образах состояние науки астрономии на исходе XV в. Не все изображения сохранились, но можно различить знаки Зодиака, некоторые созвездия и все четыре ветра. Помимо этого интерес представляет скульптура Фелипе де Вигарни и картины Хуана де Вигарни.

На фронтальной стороне площади расположен вход в Провинциальный музей изобразительных искусств, посвященный главным образом живописи XVI XIX вв. Музей размещается в Palacio de los Abarca Alcaraz — дворце, который в конце XV в. выстроил для себя личный врач Изабеллы Католической. Главный фасад дворца обращен в сторону площади Луиса де Леона.

Собор в Саламанке

Переулком вдоль университетских зданий можно пройти к Новому собору, башня которого видна от Patio de las Escuelas. Строительство Нового собора в 1513 г. начал Хуан Хиль де Онтаньон, но закончено внушительное сооружение с элементами поздней готики, платсреско и барокко было только в 1733 г. С архитектурной точки зрения интересны порталы (в стиле платереско); особенной красотой отличаются тройной Западный портал и Северный (Пуэрта-де-Рамос) с рельефом «Вход Господень в Иерусалим». Купол башни (высота 110 м) выполнен, вероятно, Хоакином Чурригерой; в 1755 г. для защиты от землетрясений нижние ярусы башни были обведены каменной стеной. Богато декорированный интерьер собора (длина 104 м, ширина 48 м, высота 38 м) кажется просторным, несмотря на дополнительную пристройку хора. В хоре исключительно красивы резные скамьи и скульптуры Альберто де Чурригеры. В обходе хора находится капелла Кристо-де-ла-Батальяс, где выставлено Распятие XI в.: считается, что Сид подарил его своему соратнику Иерониму, будущему епископу Саламанки. В капеллах также представлены многочисленные произведения искусства, в том числе гробница Санчеса де Паленсуэлы (в капелле Дорада) и статуя Девы Марии де ла Куэва, небесной покровительницы Саламанки (в капелле Марискаль). Заслуживают внимания декор сакристии (в стиле рококо) и реликварий.

Вплотную к правому боковому нефу Нового собора стоит романский Старый собор (Catedral Vieja, или Santa María de la Sede). Его начали строить около 1110 г., а завершили к 1200 г.; собор по праву считается одним из блистательных творений архитектуры своего времени в Испании. Большое впечатление производит монументальное ретабло в центральной апсиде, посвященное Христу и Деве Марии и запечатлевшее пятьдесят три евангельских сюжета. Как и большая фреска свода с изображением Страшного суда, ретабло выполнено Николасом Флорентино, который работал над этими произведениями с 1445 г. В центре ретабло — покрытая бронзой и украшенная драгоценными камнями статуя Девы Марии (XII в.).

Клуатр XII в. получил тяжелые повреждения во время лиссабонского землетрясения 1755 г., докатившегося и до Саламанки. Его восстанавливали начиная с 1785 г., и потому от романского периода сохранилось немногое. Например Capilla de Talavera в стиле мудехар, где можно увидеть скульптуры Алонсо Беругете и гробницу основателя собора (он же выстроил Каса-де-лас-Кончас, см. выше), а также капеллу Санта-Барбара (XIV в.), где докторанты проводили всю ночь перед экзаменом и здесь же его сдавали. Епархиальный музей в залах капитула обладает несколькими выдающимися произведениями искусства: это, в частности, триптих «Дева Мария с розой» и «Коронование Девы Марии» Фернандо Гальего, триптих Хуана де Фландеса, фигура Девы Марии из слоновой кости (XIII в.), университетский орган эпохи Ренессанса.

Исторический центр города

Напротив западного фасада Нового собора находится бывший Епископский дворец (Palacio Episcopal), где ныне размещен Музей города Саламанка, полностью посвященный истории города.

На левой стороне улицы, ведущей от Старого собора вниз, на берег Тормеса, стоит особняк Каса-Лис (Casa Lis): это один из немногих в Испании музеев, посвященных современному искусству и стилю модерн (арт деко).

Отсюда виден Пуэнте-Романо (Римский мост), перекинутый через реку. Пятнадцать из двадцати семи арок этого моста (со стороны города) сохранились действительно с римских времен.

Выше по течению реки и чуть левее на небольшой возвышенности стоит доминиканский монастырь Сан-Эстебан. Монастырскую церковь возвели в 1524-1610 гг.; ее фасад также отличается избыточным декором в стиле платереско. Здесь Хосе де Чурригера создал свой шедевр — позолоченный Главный алтарь (1693), который венчает изображение св. Стефана работы Клаудио Коэльо; остальные три алтаря создали ученики Чурригеры. Слева от Главного алтаря находится гробница герцога Альбы, наместника Испании в Нидерландах. На западной стене над хором Антонио Паломино разместил большую фреску «Торжество Церкви» (1705). К храму примыкает двухъярусный клуатр, где очень хороши медальоны, скульптурные украшения и лестница работы Хиля де Онтаньона.

Напротив монастыря Сан-Эстебан, чуть к северу, расположен другой монастырь: Конвенто-де-лас-Дуэньяс. Фасад здания в стиле платереско датируется 1533 г. Любопытно взглянуть на двухъярусный клуатр (Ренессанс), где капители колонн украшены фигурами мифологических существ, по всей вероятности созданные под воздействием «Божественной комедии» Данте.

Calle San Pablo ведет вверх, к Пласа-Майор. В нескольких шагах отсюда, на левой стороне улицы, находится Паласьо-де-ла-Салина — дворец, выстроенный в 1516 г. для архиепископа Фонески. За просторными аркадами фасада открывается красивый внутренний двор (патио).

Напротив Паласьо-де-ла-Салина начинается улочка, в глубине которой можно разглядеть Торре-дель-Клаверо — ворота XV в. с восемью угловыми башенками. Эта сохранившаяся часть дворца Франсиско де Сотомайора напоминает крепостное сооружение.

Прочие достопримечательности

От юго-западного края Пласа-Майор в западном направлении ведет Calle del Prior — прямо к представительному Паласьо-де- Монтеррей. С южной стороны галерея дворца фланкирована двумя примечательными низкими башнями.

Напротив находится церковь Ла-Пурисма, принадлежащая августинскому монастырю (1598-1636). Здесь следует осмотреть картины Риберы, в первую очередь — «Успение» в Главном алтаре, один из его шедевров (1635).

Далее к западу располагается Колехьо-Майор Арсобиспадо Фонсека — монастырская школа (1527-1578), которая называлась тогда Colegio de los Irlandeses, поскольку была предназначена для студентов-ирландцев. Портал здания выполнен также в стиле платереско; в церкви следует осмотреть ретабло Алонсо де Берругете и картины его учеников. Двухъярусный внутренний двор с его восхитительными капителями колонн и медальонами — работа Диего де Силоэ.

В монастыре урсулинок (Конвенто-де-лас-Урсулас) на одноименной улице в роскошной алебастровой гробнице, выполненной Диего де Силоэ, похоронен архиепископ Алонсо Фонсека. В маленьком музее при монастыре выставлены произведения Микеланджело, Моралеса и Хуана де Боргоньи.

Calle de las Ursulas заканчивается небольшой площадью, где установлен памятник бывшему ректору университета — Мигелю де Унамуно. Напротив Каса-де-лас-Муэртес стоит особняк в стиле платереско (XV в.). Свое название «дом покойников» получил из-за черепов, служащих украшением фасада в верхней части. В медальоне над порталом запечатлен архиепископ Алонсо Фонсека.

Окрестности Саламанки

Городок Альба-де-Тормес (Alba de Tormes) расположен на высоком правом берегу реки Тормес в 22 км к юго-востоку от Саламанки. Альба — одно из важнейших для Испании паломнических мест, поскольку здесь в 1582 г. скончалась св. Тереза Авильская. Благодаря двору герцогов Альба в «золотом веке» городок стал духовным и политическим центром Испании. В лучшие времена он насчитывал более 22 тыс. жителей и в нем было восемнадцать церквей, из которых до наших дней дошли лишь четыре. В XVIII в., когда герцоги Альба перенесли свою резиденцию в Piedrahita, Альба утратила прежнее значение. От герцогского дворца сохранились только мощные ворота Torre de la Armería.

Город хранит память о деяниях Терезы Авильской. Великая представительница средневековой мистики захоронена в роскошной церкви монастыря кармелиток La Anunciación, основанного ею в 1570 г. Мощи святой хранятся над алтарем в специальном ларце, подаренном монастырю инфантой Исабель Кларой Евгенией, дочерью Филиппа II. Во флигеле размещен маленький музей, где хранятся также и другие реликвии, в том числе сподвижника св. Терезы — св. Хуана де ла Круса.

На красивой Главной площади в центре городка стоит церковь San Juan, романско-византийская постройка XII в. Особого внимания заслуживает ретабло в стиле чурригереско (1771) и фигуры апостолов в апсиде романского периода.

На окраине городка находится монастырь Сан-Йеронимо. Здесь имеет смысл заглянуть в небольшой Археологический музей, где собраны находки римской эпохи.

По шоссе N-630, ведущему в Самору, в 28 км от Саламанки стоит городок Villanueva de Caedo; издалека видны могучие круглые башни замка Буэн-Амор. Это укрепленное сооружение выстроил в XIII в. Альфонсо VII, а позже замок стал опорным пунктом в борьбе «католических» королей против Хуаны «Бельтранехи», племянницы королевы Изабеллы. Хуана (дочь Энрике IV Кастильского, сводного брата Изабеллы) до 1479 г. пыталась оспорить права на кастильский трон.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*